Сырьевая безопасность России в промышленности строительных материалов

Национальная безопасность страны включает в качестве важнейшего элемента обеспечение безопасности собственной сырьевой базы.

В политике и экономике развитых стран мира этот вопрос решается на высшем государственном уровне. Так, в действующем в США «Законе о национальной политике, исследованиях и разработках в области материалов и минерального сырья» декларируется: «США должны постоянно проводить политику, имеющую своей целью обеспечение в достаточном объеме материалами, необходимыми для сохранения национальной безопасности, благосостояния и уровня промышленного производства».

Отечественная горная отрасль промышленности строительных материалов является крупнейшей в горнодобывающей промышленности и потребляет более 30 видов полезных ископаемых, используя при этом свыше ста наименований горных пород.

В России функционируют более 5 тыс. горных предприятий, добывающих сырье для производства строительных материалов. Большую часть разведанных месторождений строительного сырья (около 8 тыс.) составляют общераспро-страненные полезные ископаемые (кирпично-черепичное и керамзитовое сырье, пески для строительных работ и производства силикатных изделий, песчано-гравийные материалы, строительный камень, сырье для производства извести) и около 1,5 тыс. месторождений необщераспространенных полезных ископаемых.

Горнодобывающая промышленность строительных материалов крайне нуждается в привлечении частного отечественного и зарубежного капитала для освоения новых месторождений, обновления технологического оборудования (его износ по отрасли достигает 80%).

Особенностью подавляющего большинства горных предприятий являются их высокая капиталоемкость и значительные сроки окупаемости инвестиций, хотя горная отрасль строительных материалов менее капиталоемкая и имеет меньшие сроки окупаемости капиталовложений по сравнению с добывающими предприятиями таких отраслей, как нефтяная, газовая, металлургическая.

Привлечение инвестиций особенно важно для видов минерального сырья, которые до распада Советского Союза поставлялись в Россию из других республик, в основном из Украины (каолин, огнеупорные и тугоплавкие глины, стекольные пески, циркон и др.) Минеральное сырье завозят и теперь, в том числе из дальнего зарубежья.

Особенно высока доля импорта в потреблении природного камня для облицовочных и архитектурно-строительных работ. Анализ показал, что 47% от всех разведанных отечественных месторождений этого вида сырья представлено наименее ценным в эстетико-декоративном плане камнем. Природный камень повышенного спроса для облицовочных и архитектурно-строительных работ по многим позициям отсутствует.

Очень мала обеспеченность черным и красным камнем. Отсутствие надлежащего учета потребительских свойств отечественного сырья обусловило развитие импорта, позволяющего расширить гамму используемого в строительстве природного камня, хотя при существующем уровне добычи природного камня страна обеспечена разведанными запасами на 900 лет.

Представляется, что в свете сырьевой безопасности импортозамещение является приоритетной задачей. В ряде случаев для его реализации необходимо введение таможенной защиты. Укрепление экспортного потенциала предполагает выпуск конкурентоспособной продукции. Выпуск конкурентоспособной продукции в условиях России требует особого подхода ввиду наличия двух основных неблагоприятных для производства факторов: повышенной энерго-емкости производства и транспортных расходов.

Известна ориентировочная зависимость, согласно которой при среднегодовой температуре территории ниже -20С каждый градус падения температуры приводит к двукратному повышению себестоимости обслуживания одного рабочего места. В России большая часть территории лежит как раз в этих температурных условиях. Именно в связи с высокой стоимостью и энергоемкостью оборудования одного рабочего места в северных и северо-восточных регионах России свертываются в настоящее время даже такие выгодные производства, как добыча золота и редкоземельных металлов.

Всем известна большая величина расходов при транспортировке продукции горнорудных предприятий. В стоимости нерудных строительных материалов на месте потребления транспортная составляющая, как правило, в 2-3 раза превышает стоимость продукции на месте добычи. Это связано с тем, что на транспортные расходы впрямую влияет плотность населения. Расчеты показывают, что если равномерно разместить население каждой страны на ее территории, то расстояние между россиянами будет почти в 10 раз больше, чем между англичанами, немцами и японцами. Даже если учитывать только так называемую «эффективную площадь» России, то есть ту ее треть, на которой среднегодовая температура выше - 20С и где сконцентрировано основное ее население, то среднее расстояние сократится примерно в три раза и составит около 200 м. Если же действуют одновременно и климатический и транспортный факторы.

Не менее остро в горнорудной промышленности стоят экологические вопросы.

Из всех отраслей хозяйственной деятельности человека горная промышленность вызывает наиболее сильные экологические последствия.

Известны попытки представить относительную интенсивность экологического воздействия основных отраслей хозяйственной деятельности в виде системы баллов, при этом оценка отдельных отраслей промышленности выглядит следующим образом: транспорт - 1; целлюлозно-бумажная - 1; строительство -1,1; топливно-энергетическая -1,4; металлургическая -1,5; химическая и нефтехимическая - 1,8; горнодобывающая - 2,4.

В отличие от большинства других отраслей промышленности используемые горной промышленностью природные ресурсы являются невосполнимыми, и поэтому вопрос о наиболее полном и рациональном их потреблении является весьма актуальным.

Следует иметь в виду, что горнодобывающая отрасль промышленности строительных материалов является одной из наиболее крупных. В последние годы объемы только вскрышных и попутно-добываемых пород в целом по горной промышленности составляют более 4 млрд.м3 в год. Значительная часть этих объемов представлена породами, потенциально пригодными для производства различных строительных материалов, в том числе не менее 800-900 млн.м3 из них составляют скальные породы, пригодные для производства строительного щебня. На ряде предприятий упомянутые породы в тех или иных объемах используются, однако по разным экспертным оценкам, их потребление составляет 9-12% общего объема.

Промышленность строительных материалов - первоочередной потребитель отходов других горнодобывающих предприятий, а также отходов ряда промышленных предприятий.

Вовлечение в эксплуатацию накопленных отходов (техногенных месторождений), как правило, требует их тщательного изучения, а в ряде случаев, практически разведки.

Техногенные месторождения изымают значительные площади из нормального землепользования. К сожалению, в стране отсутствует система экономического стимулирования использования промышленных отходов.

Примером текущих отходов является поступление строительного мусора. Проблема переработки строительного мусора в России становится все более ощутимой, и прежде всего в крупных мегаполисах, из которых наиболее значимы Москва и Санкт-Петербург. Значимость этой проблемы определяется двумя обстоятельствами: наличие большого количества панельных зданий, построенных в 60-70 годах подлежащих сносу и ограничением емкости свалок, расположенных вокруг больших городов.

За рубежом утилизацией строительного мусора занимается специальная индустрия. Еще в 1978 году была создана европейская ассоциация, в которую вошло свыше 1000 компаний, занимающихся сносом ветхих строений и переработки мусора. На 2006 год было запланировано производство 316 млн. тонн вторичных материалов из строительного мусора. В России в последнее время также появились фирмы, специализирующиеся на переработке строительного мусора.

Под складирование неиспользуемого строительного мусора и твердых бытовых отходов (ТБО) часто используется выработанное пространство карьеров по добыче сырья для промышленности строительных материалов. Создание полигонов требует четкой и технически грамотной организации работ: дно и борта карьера должны быть изолированы, поверхность полигонов перекрыта специальными матами, допускающими газовыделение, но препятствующими самовозгоранию свалок. Месторасположение карьеров для организации полигонов также должно выбираться из условия гарантии отсутствия заражения окружающих земель. В противном случае окружающей среде может быть нанесен непоправимый ущерб.

Вопрос надлежащей рекультивации земель для возврата их в сельхоз-угодия, под лесопосадки, а также под водоемы, весьма актуален и многогранен, особенно в свете постоянного сокращения как сельхозугодий, так и земель занятых лесами.

Таким образом, экономическая безопасность России при использовании минерально-сырьевых ресурсов для промышленности строительных материалов имеет много проблем. Они требуют взвешенных технико-экономических решений с учетом экологических вопросов, которые с каждым годом приобретают все большую актуальность.


Генеральный директор
Уральского научно-исследовательского института строительных материалов «УралНИИстром»
Член-корр.РИА, к.т.н.
Ахтямов Р.Я.



Назад к списку статей в разделе Информационные статьи